Инструменты для повышения качества в ОРИТН: средства повышения качества

Повышение качества лактации в ОРИТН — это схема, используемая для систематического совершенствования мер по поддержке лактации и улучшения состояния здоровья малышей с помощью передовых научно обоснованных методов.

Mother kissing baby on the hand

Модель повышения качества 

Система повышения качества предполагает постоянные усилия, направленные на снижение отклонений от стандартного процесса, а также улучшение результатов выполнения этих процессов для пациентов.

Создание команды повышения качества

Для обеспечения постоянного повышения качества или изменения методов работы требуются готовность и усилия представителей самых разных специальностей лечебного учреждения. И важнейшим первым шагом является создание основной команды.

Необходимо отметить следующее:

  • необязательно, чтобы перед началом проекта были заняты все должности;
  • лечащие врачи могут выполнять различные обязанности;
  • отдел или команду повышения качества (если такое подразделение имеется в лечебном учреждении) следует привлечь к работе на ранних этапах.

Постановка целей

Целеполагание имеет решающее значение для обеспечения полной согласованности и уверенности в том, что все работают над достижением общей цели. Оно также очень важно для измерения результатов и сообщения о них участникам, что является ключевым элементом постоянного изменения и устойчивой мотивации.

Команда повышения качества должна сообща выработать реалистичные и достижимые цели SMART:

  • S — конкретные (Specific),
  • M — измеримые (Measurable),
  • A — достижимые (Achievable),
  • R — реалистичные (Realistic),
  • T — ограниченные по времени (Time-bound).

Выявление потребностей

Зачастую первым шагом к достижению цели является определение возможных причин того, почему не удается выполнить эту цель сейчас.

Это можно сделать, применяя следующие способы.

Сопровождение
Способ заключается в сопровождении мамы на протяжении всего периода оказания медицинской помощи: от регулярных осмотров в дородовой период до родов и пребывания в родильном отделении и отделении для новорожденных. Полезно будет поговорить с мамой и членами семьи и обсудить их впечатления. Этот аспект повышения качества оказывает наибольшее влияние на персонал и является самым важным фактором реализации изменений методов работы.

Составление схемы процесса
Способ позволяет создать наглядную схему того, что происходит с мамой и малышом на каждом этапе. Благодаря этому команда повышения качества может определить, какие этапы имеют решающее значение и какой специалист или какое отделение отвечает за оказание медицинской помощи.

Выявление ведущих факторов и выбор изменений

Анализ причин и следствий помогает рабочей группе определить первопричины проблем и их последствия. Это позволяет выявить основные трудности и наиболее важные области, улучшению которых следует уделить особое внимание.

Диаграммы анализа ведущих факторов (или диаграммы причинно-следственных связей)1 используются для выявления основных или ведущих факторов, которые оказывают влияние на опыт пребывания мамы и малыша в лечебном учреждении. Также диаграммы позволяют определить, какие аспекты оказания медицинской помощи необходимо изменить, чтобы улучшить результаты.

Диаграмма анализа ведущих факторов — это схема, позволяющая поставить цели, определить основные области, которым следует уделить особое внимание (ведущие факторы), составить график действий, необходимых для достижения намеченных целей.

Driver fishbone diagram

Проверка изменений

Plan Do Study Act model

Важным элементом модели повышения качества является цикл PDSA (Plan — планирование, Do — осуществление, Study — изучение, Act — претворение в жизнь).2,3 Этот проверенный и испытанный метод позволяет спланировать проведение выбранного действия, протестировать его в небольшом масштабе, а затем проанализировать результаты перед принятием решения о дальнейших действиях. Цикл PDSA состоит из четырех шагов.

  • Шаг 1: планирование — планирование изменения методов работы, которые необходимо провести, и прогнозирование того, что будет происходить в течение цикла. Тщательная работа на этом этапе включает принятие следующих решений: какие данные собирать, кто и что должен делать, когда и где будет реализовано изменение.
  • Шаг 2: осуществление — сбор исходных данных, реализация изменения методов работы, измерение и сбор данных согласно плану.
  • Шаг 3: изучение — анализ данных, полученных до и после изменения, чтобы определить, привела ли реализация плана к улучшению и в какой степени, а также извлечь уроки.
  • Шаг 4: претворение в жизнь — возврат к началу цикла, планирование внедрения изменения в широкую практику при положительных результатах пробного применения; а в случае неудовлетворительных результатов, планирование корректировок для проведения следующего цикла. Анализ необходимости принять изменение, адаптировать его или отказаться от его применения; продолжение регулярных проверок.

Благодаря этому методу можно быстро установить доверие, выявить недостатки и устранить их на ранней стадии. Регулярная отчетность для всех отделений способствует совместной работе и направлена на улучшение результатов лечения пациентов. Знания, полученные по итогам одного цикла, должны служить руководством при проведении следующих циклов.4

Ссылки

1 Ishikawa K. Introduction to Quality Control. London, UK: Chapman and Hall; 1991. 435 p. Исикава К. Введение в контроль качества. Лондон, Великобритания: Издательство «Чепмен и Холл»; 1991 г., 435 стр.

2 Deming Edwards W. Out of the crisis. Cambridge MA: MIT Center for Advanced Engineering Study; 1986. xiii, 507 p. Деминг Эдвардс У. Выход из кризиса. Кембридж, Массачусетс: Центр передовых инженерных исследований Массачусетского технологического института MIT; 1986 г.; xiii, 507 стр.

3 Deming Edwards W. The new economics for industry, government, education. Cambridge MA: Massachusetts Institute of Technology; 1993. 240 p. Деминг Эдвардс У. В. Новая экономика для промышленности, правительства, образования. Кембридж, Массачусетс: Массачусетский технологический институт; 1993 г., 240 стр.

4 Christoff P. Running PDSA cycles. Curr Probl Pediatr Adolesc Health Care. 2018; 48(8):198–201. Кристофф П. Проведение циклов PDSA. Актуальные проблемы охраны здоровья детей и подростков, 2018 г.; 48(8):198–201.